21 сентября 2017 г.
Государственное казённое учреждение Нижегородской областиАгентство по развитию производства, кооперации и конкуренции
 
Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции, 2017

«Е-магазин»

18 сентября 2015 года заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Алсу Гайнутдинова в режиме видеоконференции провела заседание Совета уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах ПФО.

Участники совещания обсудили вопросы усиления взаимодействия инвестиционного уполномоченного в ПФО, главных федеральных инспекторов с бизнес-омбудсменами, руководителями региональных отделений общественных организаций «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия», РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ по созданию в регионах округа «института доверия». Алсу Гайнутдинова отметила, что данный вопрос включен в повестку в соответствии с поручением полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича.

 

В ходе видеоконференции отмечены основные направления работы по созданию «института доверия» для субъектов предпринимательской деятельности в регионах Приволжского федерального округа. Особое внимание будет уделено совершенствованию условий для развития малого и среднего предпринимательства, сокращению административных барьеров, обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Также принято решение о регулярном информировании инвеступолномоченного в ПФО о системных фактах нарушений, допущенных в отношении предпринимателей.

Кроме этого, на совещании были обсуждены вопросы реализации Федеральных законов от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регулирующих участие субъектов предпринимательской деятельности в государственном (муниципальном) заказе. По данному вопросу заслушано выступление уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области П.М.Солодкого.

В настоящее время у субъектов предпринимательской деятельности существует несколько проблем, связанных с участием в гос.закупках. На это есть объективные причины:

  1. В условиях экономического кризиса у предпринимателей отсутствуют свободные денежные средства, необходимые для обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов.
  2. Со стороны заказчиков устанавливаются жесткие требования к товару, что ограничивает круг потенциальных участников.
  3. Низкая активность бизнеса в реализации своих полномочий при принятии нормативных правовых актов федерального, регионального уровня. Так же низкая активность бизнеса на этапах общественного обсуждения закупок.

В условиях кризиса власти всех уровней заинтересованы в повышении конкуренции и получении выгодных ценовых предложений по результатам торгов. Для достижения этих целей проводятся мероприятия по нормированию. 2 сентября Правительством РФ принято постановление, определяющее общие требования к товарам, работам, услугам, приобретаемым для государственных (муниципальных) нужд. Следующим этапом по нормированию является разработка региональными властями и ОМСУ обязательного перечня ТРУ, а так же установление критериев по отнесению ТРУ в данный перечень. Далее региональные ведомства должны разработать более расширенный перечень ТРУ.

Данная работа позволит исключить излишние, необоснованные критерии при закупке товаров, работ, услуг и повысить количество участников при осуществлении закупки.

Еще одной важной проблемой является низкая информированность заказчиков и субъектов предпринимательской деятельности о «закупках малого объема», т.е. закупках, осуществляемых в соответствии с п.п. 4 и 5 ч.1 ст 93 44-ФЗ. Одним из решений данной проблемы может стать реализация права создания региональной информационной системы.

В Нижегородской области создана и введена в эксплуатацию информационно-аналитическая система «Нижегородская электронная товарно-информационная система». Система создана с целью продвижения товаров, работ и услуг производителей, обеспечения добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок. Так же данная система позволит бизнесу принимать решения о расширении ассортимента выпускаемой продукции.

В системе создан модуль «Е-магазин», предназначенный для автоматизации «закупок малого объема», повышения открытости и прозрачности «закупок малого объема», а так же повышения уровня конкуренции.

В условиях экономического кризиса государственным (муниципальным) заказчикам сложно самостоятельно найти нужный товар российского производства, т.к. интернет заполнен дешевыми товарами восточно-азиатского происхождения.

В «Е-магазине» производители могут на безвозмездной основе осуществлять размещение информации о своих товарах посредством создания каталога.  Таким образом, данный сервис позволяет создать информационную  базу об ассортименте продукции, выпускаемой отечественными производителями.

Основной проблемой наполнения модуля «Е-магазин» информацией о товарах и производителях является низкая активность самих производителей по регистрации в системе и размещению каталогов своей продукции.

С целью дальнейшего и более полного наполнения «Е-магазина» необходимо проинформировать производителей о возможности безвозмездной регистрации и размещении каталогов своей продукции в модуле «Е-магазин» ИАС «НЭТИС».

Так же стоит отметить проблемы при осуществлении закупок по 223-ФЗ. Основной проблемой является отсутствие уполномоченного органа, позволяющего регулировать действия заказчиков, а так же централизовать закупки однородных товаров и повысить открытость и прозрачность этого процесса.